Штурманское обеспечение ледовых авиаразведок

Ледовые авиаразведки произво­дятся с целью выявления состояния ледового покрова на озерах и морях в основном в полярных районах. По леты выполняются с береговых и ле­довых аэродромов самолетами Ил-14, Ан-24, Нл-74 и другими, имеющими два двигателя, а также вертолетами с борта морских судов. Выполняется ледовая авиаразведка визуально или с применением радиотехнических средств наблюдения. Высота полета при хорошей видимости не превыша­ет 1000 м, в сумерках — 250—300 м и 150—200 м с фарой.

Основные навигационные задачи: выполнение точного самолетовожде­ния в продолжительных полетах на больших удалениях от берега мате­рика; обеспечение вывода ВС в за­данную точку моря с высокой точно­стью; умение применять астрономиче­ские средства и способы навигации; готовность в любой момент полета определить текущее МС; умение бы­стро и точно измерять навигационные
элементы полета всеми доступными средствами и способами; обеспечение безона снос ти са м олетовож ден ия.

В зависимости от характера поле­та в качестве полетных карт исполь­зуются: карты масштаба 1:2 000 000 стереографической проекции; карты масштаба 1 . 1 000 000 видоизменен­ной поликонической проекции; мор ские крупномасштабные карты 1 . 5 000 000 н 1 : 2 000 000 равноуголь­ной цилиндрической проекции.

Помимо обычной подготовки кар­ты согласно НШС ГА (см. гл. 13). дополнительно «поднимается» берего­вая черта, отмечаются границы тер риторпальных вод, высоты береговой черты материка и островов, точки возможной встречи с морскими су лами.

Обзорные ледовые авиаразведки выполняются по стандартным марш­рутам на удалении 1000 км и более от берегов Для привязки ЛФП к ме стности полет выполняется с перпо — щческим выходом на берег для вос­становления детальной ориентировки Для вывода ВС в заданную точку на берегу предельная дальность авто­номного полета в сумме ис должна превосходить

________ R__________

А( ч ~/—In (1 — 7*г) где Рт — гарантийная нероятность вы вода ВС в заданную область с радиу­сом R, равным метеорологической видимости пли дальности действия береговых РНС.

Если предстоящий полет будет проходить в пределах рабочих обла стен береговых РНС, то контроль пути следует производить в опти­мальных точках (см. § 19.4).

Поисковые полеты для поиска ба­зирования дрейфующих станций «Се­верный полюс» выполняются на боль­шие удаления от аэродрома вылета и требуют высокой точности самоле­товождения, так как участки маршру­та в районе поиска располагаются на малом расстоянии, не превосходящем 20 км при начальном обследовании заданного района и 5—10 км при де­тальном

Инструментальная ледовая авиа разведка ведется обычно с помощью

радиолокационной станции бокового обзора. Бортовая РЛС «Торос» но зволяет подробно просматривать две полосы местности или лыа вдоль ЛФГ1 по обе стороны от продольной оси ВС от 5 до 40 км Точность из мерепия дальности на траверзе rt 1 км

Дефицит метеорологической ин формации в Полярном бассейне мо жет быть частично компенсирован измерением атмосферного давлени ч на уровне моря экипажами ВС, вы ііоіняюіцііми полеты на ледовую раз ведку, без посадки на лед. Для этой цели используются барометрический высотомер совместно с раиювысото мером или барометрический высото мер с бортовым визиром АБ 52.

В первом случае отсчет ис­тинной высоты полета, снимаемый с радиовысотомера Нрк, устанавливает ся с учетом ииструментальной Н«нет и методической Ні поправок на барометрическом высотомере пу­тем поворота рукоятки начального Давления ро:

«бар,,;,) Нрв — ( ^ Д„нст ^Hi)

(20 17)

Мето шческая температурная поправ ка учитывается на НЛ-Юм.

Во втором случае истинная высота полета рассчитывается с по­мощью визира АБ-52 по измеренным

/
значениям времени / пролета базы 0.5ЯИСТ и путевом скорости, полу­ченной от ДНСС или расчетом в.» ветру, измеренному на трех (двух) курсах. Определение атмосферного давления на уровне моря производит ся также установкой начального дав Ленин ро на барометрическом высо томере на отсчет выюты

«бар,,,., 2 …… …. А/,|

(20.18,

Эффективность сно оба онределе имя атмосферного дазления и Пеле сообразность использования его для прогноза погоіьі м >жет быть опредс лена из значений СКП измерения давлення на уровне мори для первого варианта

о О. о9 I ah I or, (20 19) ‘• ‘ "рн "г, ар

дли второго варианта

о 0.09 | (2U. O,)-‘ (2кт, г)- о)

‘• ‘ "бар-

Для создания наилучших условий еияуа гьного наблюдения рекоменду­ется выполнять полсты на оптималь ных высотах, рассчитанных по фор мулам (111) и (11.2). Наивыгодней шие высоты полета, рассчитанные но формуле (11.2), для трех значений воздушной скорости приведены на рис 205.

Минимальная высота полета в метрах для надежной работы БРЛС определяется выражением (11.3).

Для использования наиболее бла гоприятных условий естественного освещения время вылета выбирается с учетом прибытия ВС в заданный район в момент нахождения Солнца в верхней кульминации. Зимой, когда оно все время ниже горизонта, удов летворительные наблюдения могут производиться при высоте Солнца—7” в начале срока и —10° в конце на блюдония При выборе момента вы лета необходимо учитывать большое схождение меридианов в полярных широтах Для быстроты расчетов следует помнить, что разность долгот в 1° соответствует 4 мин во времени

Для уточнения ЛФП уже БЫПОЛ Нениого полета на ледовую разведку

применяется обратная прокладка пу ти Она основана на нропорцнональ — ном распределении «невязки», зафик­сированной в момент выхода ВС на береговую черту (рис. 20 6) Смеще­ние каждой поворотной точки марш­рута рассчитывается следующим об­разом:

ASi T’-Tf ASv, (20 20)

где Т„. Гк — время фактического про­хода ИПМ а расчетного КИМ; Ті — моменты времени разворотов по мар­шруту; Л52 —невязка, расстояние от фактического до заданного МС, при­веденных к одному времени Т„. По­лученные таким образом смешенные точки разворота (І1ПЛ1) в напрэвле нии VSv соединяются линией (см. рис. 206), которая является уточнен­ной ЛФП.

Для обеспечения безопасности са­молетовождения при подготовке к полету учитывается возможность вы­пота ВС из любой точки маршруті на основной пли запасной аэродром посадки. При выполнении инженерно — штурманского расчета топлива опре­деляют максимально возможное нре — мя нахождения ВС в полете, предель­ную длину маршрута и возможные изменения его, рубежи ухода на за насные аэродромы, если их несколько. АНЗ, учитывающий нелреувиденный дополнительный расход топлива епо­лете.

Особую опасность пре устав дяет снижение ВС до рабочей высоты с необходимостью пробивания облачно­сти. Если ле юввя авиаразведка про­изводится вблизи берега, то снижение выполняется в сторону моря после пролета береговой ра диостанции нлн характерного РЛО. Расчет элементов снижения в направлении, контроли­руемом по курсу, пронзпотится так, чтобы занять рабочую высоту па без­опасном удалении от берега.

Полеты по ПВП вблизи берега ма герика и островов пронзпотится на безопасной высоте, которая должна быть занята на удалении, не меньшем чем 5 км от наивысшего препятствия. Если полет выполняется со стороны моря к суше, то путем совместном! 8»

Рис. 20.6. Обратная прокладка линии фактического пути ВС

использования радио — и барометриче­ского высотомеров можно привести показания барометрического высото мера к высоте от уровня моря. Для этого на барометрическом высотоме ре поворотом рукоятки устанавлииа ется значение высоты, снятой с РВ Тогда приборная безопасная высота

Ярез нриб Нпез иетп Ярел. (20.21)

Поправки ЛЯ, и НР учитываются автоматически при установке Яр«Р = — Ярв.

Полеты вертолетов, базирующихся на ледоколах, ограничиваются зоной уверенного ра тиолокаиионного кон троля и радиосвязи с кораблем, и обычно не превышают 60 км. Для удобства работы пилоты подготавли­вают полетную карту н укладывают ее в планшет так, чтобы исключить излишнюю работу с ней. Дополни­тельно на ви гном месте в кабине вы вешивается схема намеченного марш­рута с указанием Г1ПЛ, характерных ориентиром, магнитных путевых углов п расстояний. Вертолеты дополни тельно оборудуются ГПК-52. АК 59п и И С-1